С возрастанием интереса к ландшафтному дизайну в нашей стране все большему числу людей становится знаком термин «топиари». Этим красивым словом называют художественную стрижку древесных растений, с давних времен получившую широкое распространение в садах регулярного типа. Стремление человека организовать природу эстетично и в гармонии с архитектурой, выразилось в придании деревьям и кустарникам правильных геометрических форм или в создании диковинных объемных фигур. Поначалу, скорее всего, это были простые кубы, шары и пирамиды, параллелепипеды живых изгородей, затем — более сложные фигуры животных, птиц, людей и различных предметов, зеленые стены и боскеты и, наконец, абстрактные растительные формы причудливых очертаний.

Истоки зарождения топиарного искусства, следует искать в Древнем Египте, который многие специалисты считают колыбелью ландшафтного дизайна. Уже в эпоху Нового царства, в середине II тысячелетия до н. э., садовое искусство там достигло значительного уровня. В этот период появляются декоративные сады, включающие водоемы, цветочные клумбы, павильоны и рядовые посадки деревьев и кустарников. На некоторых сохранившихся фресках угадываются древесные кроны, подвергнутые формовке.

   

Топиарное искусство получило большое распространение во времена Древнего Рима. По свидетельству римского писателя и государственного деятеля Плиния Старшего, одним из первых топиариев, овладевших мастерством фигурной стрижки растений, стал некто Матиус Калвинус, садовник великого Цезаря. Он умел виртуозно выстригать фигуры и узорные вензеля во славу диктатора из местных видов: мирта, самшита и лавра, а также обучал искусству формовки растений многочисленных учеников.

Особое место топиарная стрижка занимала в странах Дальнего Востока, где были выработаны свои приемы формовки деревьев и кустарников, основанные не только на представлениях о красоте и гармонии, но и на тесной связи садового искусства с религиозными и философскими воззрениями. Начало этим традициям было положено в начале нашей эры, с развитием в Китае техники выращивания карликовых деревьев, которое с течением времени преобразовалось в соседней Японии в искусство создания бонсаи.

   

Художественная стрижка растений проникает в ландшафтные проекты самых разных стилистических направлений, являясь универсальным приемом преобразования растительной компоненты сада.

В последние годы и в нашей стране ландшафтные дизайнеры, да и простые любители садов стали уделять более пристальное внимание стриженым растениям. Какие растения подходят для топиарных целей? Для художественной стрижки пригодны многие лиственные и хвойные породы, их выбирают из числа хорошо обрастающих видов деревьев и кустарников, которые отличаются относительно медленным ростом побегов, плотной фактурой кроны и некрупным размером хвои или листвы. В странах с теплым климатом для создания хвойных стриженых стенок и топиарных фигур чаще всего используют различные виды кипарисовиков и особенно тисов. Ни один сад, выполненный в регулярном стиле, не обходится без плотных тисовых бордюров, колонн или фигур.

В умеренном климате этим хвойным растениям, не отличающимся высокой зимостойкостью, приходится искать замену. Благо теперь и у нас для топиарного садового творчества доступен довольно широкий ассортимент хвойных пород. Это ели многих видов, например обыкновенная, колючая, аянская, сербская, канадская и черная, можжевельники обыкновенный, казацкий, средний, китайский, виргинский, скальный и другие.

Кроме того, для формовки используют также пластичную и неприхотливую тую западную, сосны обыкновенную и горную, кедровые сосны и кедровый стланик, лиственницы, а также и такие менее распространенные виды, как микробиота перекрестнопарная и псевдотсуга Мензиеса. Различные виды пихт и тсугу канадскую для создания стриженых форм выбирают реже, хотя эти растения могут также неплохо переносить формовку. Практически все используемые в зеленом строительстве хвойные растения переносят санитарную и корректирующую обрезки, а большинство из них — регулярную формирующую стрижку.

Среди лиственных деревьев в нашей зоне для топиарной стрижки пригодны липы амурская, мелколистная или крупнолистная, боярышники перистонадрезанный, обыкновенный, однопестичный и мягковатый, вязы шершавый и перистоветвистый. Кроме того, в высокие стенки и арки хорошо стригутся рябины обыкновенная, промежуточная и мучнистая, ирги колосистая и Ламарка, груши иволистная и уссурийская, яблони ягодная и сливолистная, некоторые клены с мелкой листвой. В более южных районах фаворитами фигурной формовки выступают буки и грабы.

Для менее масштабных форм используют лиственные кустарники: дерен белый, барбарисы обыкновенный, оттавский и Тунберга, карагану древовидную, кизильник блестящий, бересклет европейский, бирючину обыкновенную и некоторые некрупные боярышники. Миниатюрные фигуры, низкие бордюры и боскеты у нас чаще всего выстригают из лапчатки кустарниковой, смородины альпийской и золотистой, плотной ивы пурпурной, низкорослых спирей и сортовых барбарисов, кизильников и снежноягодников. Используют также калину обыкновенную «Nana», магонию падуболистную, спиреи японскую, серую, ниппонскую, острозазубренную, березолистную, дубравколистную и некоторые другие.

Наиболее частый и простой прием, связанный со стрижкой растений, — создание из них живой изгороди.

   

В соответствии с нашим менталитетом и образом жизни значительная часть садовых и дачных участков скрывается за сплошными заборами.

Непроницаемые для взоров стриженые живые изгороди являются в этом случае хорошей альтернативой таким ограждениям. Они выполняют свою декорирующую функцию круглый год, воспринимаются как часть зеленого убранства участка, а не как его жесткая граница, и в то же время при правильной посадке и соответствующем уходе могут стать практически непреодолимой преградой для посторонних. Тот, кто в этом сомневается, наверняка никогда не пробовал пролезть сквозь плотную двурядную изгородь из ели обыкновенной или колючего боярышника.

К формовке живой изгороди приступают уже в первые годы после посадки и не оставляют это занятие до тех пор, пока изгородь существует. Высаженный в один или несколько рядов посадочный материал подстригают на половину его высоты или более, для того чтобы стимулировать активное побегообразование — ведь живая стенка должна быть плотной. Впоследствии стрижкой поддерживают необходимую высоту и форму изгороди: обычно не прямоугольную в плане, а трапециевидную, арочную или полуциркульную. Такая форма дает возможность солнечным лучам достигать основания живой изгороди, в этом случае нижние ветви не оголяются.

В зависимости от вида и сорта используемых растений их формируют от одного до трех-четырех раз за сезон. Регулярная стрижка растений в живой изгороди с соответствующей утратой органической массы нередко вызывает необходимость дополнительного внесения подкормок, особенно на легких и бедных почвах. В известной степени это касается также формованных композиций и отдельных топиарных фигур.

Особым видом живой изгороди можно считать пристенные и свободно стоящие шпалеры, при создании которых используют металлические или деревянные решетчатые опоры, а также натянутые тросы, вдоль которых в одной плоскости формируются стрижкой высаженные деревья или кустарники. Эффект от шпалерных посадок напоминает эффект от использования вьющихся растений на плоских вертикальных конструкциях.

Разнообразие всяческих фигур, выстригаемых топиариями прошлого и настоящего, ограничивается только масштабами их воображения. Помимо обычных геометрических форм и их сочетаний, встречаются совершенно удивительные образцы художественной стрижки, такие как анималистические и абстрактные фигуры, зеленые статуи и бюсты, геральдические знаки и фамильные гербы, различные девизы и изречения, выполненные из растений.

К числу самых необычных разновидностей живых изгородей можно отнести протяженные топиарные формы, которые одновременно могут выполнять функции ограждения и живой скульптуры и даже способны создать убедительную иллюзию изменения рельефа местности. По аналогии с геопластикой, для таких форм подходит термин «фитопластика», подразумевающий создание на участке масштабных и объемных растительных структур, вписанных в пространство сада.

С помощью фитопластики на объекте озеленения можно формировать искусственные живые всхолмления и иллюзорные подпорные стенки, маскировать перепады высот и естественные депрессии местности, а также создавать причудливые топиарные дизайнерские объекты.

        

Для топиарных целей чаще всего выбирают молодые растения, которые высаживают солитерно или в количестве нескольких штук в пределах заранее отмеченного на поверхности почвы абриса будущей фигуры. В зависимости от характера задуманной фигуры подбирают наиболее подходящие виды и сорта растений, учитывая их естественные габитуальные признаки. Например, округлые декоративные культивары туи западной, такие как «Globosa» и «Danica», или чубушник венечный «Gnom» нуждаются лишь в незначительной коррекции для получения идеальной шаровидной формы, а узкую пирамиду несложно формировать из ели сербской или бирючины обыкновенной.

После посадки саженцам, как правило, дают укорениться в течение года, а затем с ранней весны приступают к формовке, следя за тем, чтобы не убирать за один раз большое количество фитомассы: секрет успеха — в постепенности. Можно начать формировать и уже подросшие растения, ранее высаженные на участке, но в этом случае иногда приходится спиливать верхушку и довольно толстые боковые ветви и удалять значительный объем листвы или хвои, что бывает сложно для новичков, а порой и опасно для взрослого дерева.

Создание причудливых фигур из молодых растений может потребовать достаточно много времени, необходимого для формирования и обрастания скелетных ветвей, задающих форму живой скульптуры.

Некоторые простые геометрические фигуры, такие как куб, пирамида, конус, цилиндр, шар или полушарие, можно получить с помощью формовки довольно легко. Для этого по контурам будущей фигуры закрепляют тонкие планки или рейки, обозначающие ее грани, и выстригают побеги, выходящие за пределы границ. Для получения шара или цилиндра сначала формируют куб или, соответственно, параллелепипед, которые затем, срезая углы, округляют на глаз.

Если навыков для этого недостаточно, формовку осуществляют с помощью заранее сделанных проволочных шаблонов или каркасов, повторяющих искомую форму. Это новое направление в топиарном искусстве создание так называемых каркасных топиари, появилось в относительно недавнем прошлом. Изобретение помещаемого над растением фигурного проволочного каркаса, по контуру которого производится стрижка отрастающих побегов, позволило легко тиражировать топиарные формы, что снизило их стоимость и сделало более доступными для владельцев садов. В том случае, когда одинаковых топиарных форм на участке несколько, по готовому шаблону их формировать очень удобно.

Иначе обстоит дело с формовкой более сложных фигур: ступенчатых и спиральных конусов, скульптур людей и животных, узловых партеров, объемных вензелей, букв и даже целых фраз и, наконец, всяческих абстрактных композиций и фитопластических элементов — живых всхолмлений, террас и т.д. Такая работа требует тщательного подбора посадочного материала и значительного опыта, но с приобретением необходимой сноровки ее удается выполнять вручную, без использования шаблонов и каркасов.

Общими для всех растений правилами можно, пожалуй, считать следующие. Масштабную обрезку растений (санитарную, формирующую, прореживающую и особенно омолаживающую) следует проводить только в период покоя, лучше всего в конце зимы, когда минует угроза крепких морозов. Ранней весной, до пробуждения почек, проводят и первую корректирующую обрезку топиарных фигур и живых изгородей, подправляющую их форму, нарушенную осенним ростом побегов или последствиями зимовки.

Летом выполняют несколько дополнительных формирующих стрижек, число которых может разниться в зависимости от интенсивности роста того или иного растения. Лучше провести дополнительную стрижку, чем пропустить запланированную, поскольку сильно отрастающие побеги затеняют нижние части формованных фигур, хорошее освещение для которых необходимо. В летний период ограничивающим фактором для формовки является сильная жара.

Стрижки заканчивают до наступления осени, с тем, чтобы отрастающие побеги успели одревеснеть и подготовиться к зиме. В холодный период года некоторые фигуры, особенно формованные из хвойных пород, подверженных снеголому или разваливанию кроны (сосны, туи, некоторые можжевельники), целесообразно связывать бечевкой. Кроме того, многие вертикальные формы можжевельников, кипарисовиков, ели канадской могут в зимнее время получать солнечные ожоги и страдать от иссушения кроны, поэтому их рекомендуется укрывать.


При наличии на участке протяженных стриженых живых изгородей, шпалер, берсо или целой группы топиарных фигур хозяевам следует обзавестись набором эргономичных и качественных инструментов, чтобы работы по формовке не доставляли неудобств. Такой набор должен включать садовые пилки и сучкорезы, а главное, правильные секаторы и садовые ножницы. Все режущие части инструментов должны быть выполнены из первосортной стали, а лезвия хорошо заточены.

Формованные растения могут найти применение в садах практически любых художественных стилей и направлений, от регулярных, где они выступают в роли важнейших формообразующих элементов, до «натургарденов», в которых стриженые растения используют в оформлении приватного придомового пространства или в защитных ограждениях. На участках, решенных в коттеджном стиле, с помощью стриженых растений сооружают зеленые стены садовых комнат, а в восточных садах они занимают почетные места в качестве ниваки. Все чаще можно встретить в наших садах низкие боскеты и бордюры из стриженых туй или спиреи, различные топиарные формы в качестве скульптурных солитеров или в составе растительных групп и смешанных композиций.

Красота и своеобразие стриженых растений, их высокий декоративный потенциал с лихвой компенсируют хлопоты по уходу за ними.

Как видим, искусство фигурной стрижки растений, известное уже несколько тысячелетий, исправно служит делу украшения садовых ландшафтов в разных частях света. И быть может, после знакомства с образцами топиарного искусства, имеющего древнейшие корни, но в то же время столь современного и востребованного, кто-то из вас захочет испытать свои силы в масштабной творческой формовке растений, создавая собственный сад топиарных форм.